Устройство мира:
Гайры живут на островах со стороны суши. Это может быть королевство одного правителя, клан, племя, банда, что угодно. Центральным городом считается Гайрат, где есть своя местная власть.
Междоусобицы и нападения тех, у кого есть лодки или ангуры (кони) - явление нормальное и частое, и гайры защищаются так, как могут. Они не лишены обычных человеческих желаний, знают о лейрах и считают их лакомым куском в своих владениях. Они падки до красоты, поэтому существуют запросы по производству дорогущих кукол под лейров для тех, кто может себе позволить такую роскошь. Подобные куклы делают на заводах Сущих.
Самые богатые представители гайров собирают коллекции таких кукол, ибо это символ престижа и богатства дома. Куклы используются, как утешение в постели, ибо они в нормальный рост лейра и предназначены для плотских утех. Куклу может позволить себе человек среднего достатка.
Живого лейра может себе позволить далеко не каждый, но лейр, попавший в гарем, вряд ли увидит Бесконечное озеро ещё раз. Он - собственность гайра с момента попадания в руки охотников или племени.
Отношения между расами непростые, но лейры ничего не могут сделать, попадая на сушу по своей глупости или по иным причинам.
Лейры живут под водой в Бесконечном озере на точно таких же островах, и там также могут быть как королевства, так и дикие племена.
Глубины разделяют подземные протоки, ведущие к оазисам, но по ним плавают только нейры, и редко лейры, обладающие физической силой для таких глубин. Лейры вынуждены защищаться не только от гайров - охотников на берегах сетки, но и от соседних диких собратьев, рискующих пересекать границы по глубинным переходам. В своей стихии самым мощным оружием лейров являются нейры (см фауну). Они подчиняются голосу лейра, реагируя, как верные псы на своих хозяев. Выловить лейра в своей стихии почти невозможно, поэтому ни один охотник не даст гарантии, даже если плата будет очень щедрой.
Лейры опасаются охотников - гайров, зная достаточно о желаниях людей суши, но иногда всё же эмоции берут верх над осторожностью и лейры проявляют любопытство, особенно те, кто молод. Гайры могут им нравиться, или нет, но никто не знает, как повернётся судьба лейра, попавшего на сушу.
Сущие обычно не вмешиваются в междоусобицы, но иногда могут либо защитить, создав ситуацию косвенную, либо напротив лишь усугубить ситуацию. Никто не знает их мыслей и появление Сущего обычно вызывает у обоих рас опасение. Однако Сущие не редки в обоих мирах. Они могут появляться на улицах крупных островов, где есть рынок и на островах. Могут появляться в домах и среди толпы. И гайры, и лейры обращаются в храм Сущих за созданием потомка и их визиты могут носить деловой характер, касаемый таинства рождения.
Обычаи, праздники, быт:
Везде по-разному, но в целом жизнь обеих рас напоминает арабский средневековый восток.
Множество украшений, по которым можно вычислить благосостояние. Цвет некоторых одежд часто показывает положение в обществе.
У гайров - чёрные одеяния носят эмиры и стража города, красные - имамы и жрецы Саммаха, синие или голубые вставки означают чистокровность - подобные одеяния носят шейхи, потомки первых гайров, белые с золотом одеяния - богатство, присущее халифам.
В Лейрате также ткут одежду и одеваются к светским мероприятиям, требующим одежд. Одежда лейров отличается от одежд гайров. Обычно это лёгкие покрывала, подобия плащей на плечи, нарукавники, отороченные золотом или серебром. Различные ленты чаще используются молодыми лейрами. Браслеты, нагрудные украшения, набедренные пояса с шелками также распространены в Лейрате.
Короли облачаются в белое с золотом, крон-принцы - в белое с золотом и голубым, принцы в голубое или синее, герцоги в чёрное, жрецы Саммаха - в красное.
Лейры, попавшие в рабство, получают маленький знак дома владельца на левое запястье. Это не клеймо, а татуировка, сделанная особой краской, проявляющейся даже, если срезать татуировку (цвет краски - охра, кирпичный). Вернуться с ней в Лейрат - всё равно что опозорить себя. Это знак принадлежности гайру, который легко увидеть при желании. (см Законы)
Лейры закрывают лицо до глаз, подобно женщинам востока, ибо только владелец может любоваться ликом своего раба. Скрывать тело или нет, решает только гайр, приобрёвший себе раба-лейра. Гайр может показать свой гарем без чадры только у себя в доме или в доме покупателя, если хочет продать своё сокровище. Опять же, такая роскошь доступна далеко не каждому гайру. Гарем - понятие относительное, ибо туда входят не только лейры, но и те члены семьи гайра, которых он выделяет в супружество, а также рабы-наложники из гайров.
Разрешено иметь до 4 супругов с их полным обеспечением.
Рынки, развитая торговля, в том числе и работорговля в Гайрате, имеет место быть, но толпы рабов не будет, ибо лейры - редкость. Гайры могут стать рабами по своей воле либо будучи проданными родственниками в уплату по долгам. Также рабами могут стать дикари.
Закон осуществляет тот, у кого больше золота и больше товара, пользующегося спросом, или у кого есть сила, за исключением города, где есть своя власть.
Дикие иногда создают племена, в которых существуют свои вожди.
Закон в Гайрате суров: за кражу продуктов - отрубят руку, за кражу лейра можно лишиться головы.
За прилюдное прикосновение к чужой собственности, или неуважение, придётся заплатить штраф или вынести 50 ударов плетью прилюдно. Однако существуют и дома терпимости, и храмы Саммаха, как в любой восточной стране.
Религия весьма двояка, но проста - культ Кор Саммаха и Сущих включает в себя как мирные подношения, так и жертвенные обряды. В них верят, их видят, их опасаются и молятся им на заходе и восходе солнца по обычаю. Их же считают и богами, и дьяволами.
Из праздников отмечают - день Солнца, первый после сезона Дождя и день будущего Дождя, обозначенный приближением грозового фронта с молниями и громом.
Также отмечаются: День рождения - день, когда кокон рассыпается, обряд Взросления - год со дня рождения, когда человек становится независим от отца, свадебный обряд - когда двое создают постоянную пару, и обряд Ухода - день, в который срок жизни должен истечь. Истекает срок жизни всегда на закате, как только солнце скрывается за горизонтом.
На каждом острове обряды могут праздноваться немного по-разному, но не забываем, что основное направление будет с восточным уклоном. В целом на волю фантазии игроков.)
Можно использовать витиеватую речь в восточном стиле, если остров достаточно развит для этого ( не с дикими племенами).
Письменность есть, навык её человек получает в первый год жизни. Или не получает, если родится дикарём. Дикари писать не умеют. Читать тоже. Дикари могут становиться рабами, но при этом остаются дикарями со своими представлениями о жизни.
Гайр ( не дикарь) не может быть рабом, но может быть слугой в доме за плату или за провинность. Срок определяет либо власть, либо Сущие.
Разрешены браки между лейром и гайром, но лейр в Гайрате никогда не станет равным гайру. Разве что за закрытыми дверями дома. В общественных местах он всё равно в первую очередь - раб и отвечает за него гайр, владеющий им.
Лейрат рабов не держит в силу невозможности пребывания гайра под водой. Слуги также работают за плату, либо за проступки. Лейрат имеет свою власть и законы лишь немного отличаются от законов Гайрата. Проступком считается выход за сетку и виновники, даже если они знатны или богаты, становятся слугами в домах лейров на определённый срок. Что касается краж - закон такой же. Дикие лейры также образуют племена, либо живут одиночками. Брать диких в рабство в Лейрате не принято, ибо вторая раса более лояльна по своей сути и даже дикому лейры платят, если тот решить остаться. Не всегда деньгами, чаще едой, одеждой, домом.
Формы власти в городах:
В Гайрате существует Совет. В Совет входят богатые и влиятельные гайры - халифы Гайрата, бывшие охотники, ныне военнообязанные для поддержки порядка в городе - эмиры Гайрата, и первые из рода по праву крови, представители первых гайров (аристократия) - шейхи Гайрата. То есть шейх, эмир, халиф - это титулы советников. Их всего трое - трое шейхов, трое эмиров и трое халифов.
Эмиры отвечают за охоту, внутренний и внешний порядок Гайрата.
Халифы - за обеспечение города продуктами, торговлю и крупные сделки.
Шейхи - за связи с другими островами, за чистоту Гайрата и развлечения, празднества.
В Совет входят лишь лучшие из лучших и права на место в Совет каждый (кроме шейхов, где права наследования передаются по крови) добивается самостоятельно. Должно быть три критерия - острый ум, достижения в выбранной области, слава молвы. Шейхи избираются по тем же критериям. В случае, когда выбор слишком велик, судьбу решает поединок.
Важно:
В Совет не могут входить двое из одного дома. В шейхате сын наследует место отца только тогда, когда отец уходит к Сущим. Он может принять пост по воле отца или же выиграть его, если претендентов несколько. Эмират и халифат не передаёт свои титулы по наследству. Там Совет выбирает лучшего. Приемник одного дома может занять место Советника и получить титул только со смертью того, чьим приемником он был. Совет обычно осведомлён о кандидатах и решает - нужен поединок или же нет.
Также в Гайрате есть везири - люди, приближённые к Совету, опыт которых может быть полезен. Везири - это люди в уже достаточно преклонном возрасте, с богатым опытом за спиной. Везирем не может стать молодой, ибо неопытен.
Число советников равно девяти. Три влиятельных гражданина Гайрата, три охотника и три представителя древнего рода. Совет издаёт законы для города и следит за порядком и их исполнением. Совет также держит место для храмового жреца ( имам Саммаха ) - десятого из них, который имеет связь с Сущим. Его слово всегда последнее.
В Лейрате городом правит Союз пяти королей. Короли также принимают решения, касающиеся жизни лейров в городе, безопасности и быта. Шестое место - место храмового жреца, связанного с Сущим. Титулы - король, первый из рода, чистокровный от первых (аристократия), крон-принц - сын короля, собирающийся принять трон, принц - потомок королей, не претендующий на трон, если короли не решат иначе. Герцоги - военнообязанные лейры, служащий во благо государства, отвечающие за безопасность вод вместе с нейрами, патрулирующими берега.
Таинство рождения:
Сущие после обращения в их землях к ним, или в Храме эль Саммах, могут предоставить отцу кокон с потомком, но могут и отказать. Тогда стоит попробовать обратиться к ним позже, или принести жертву. Можно пытаться задобрить их мирными дарами - железо, драгоценности или танец, песня. Можно пролить кровь в их славу, устроить кровавое жертвоприношение или оргию. Но - только в специальных местах, где Сущие услышат и примут. Обращаться к Сущим на улице не принято, они могут не заметить или не ответить. Но если согласие прозвучало - в дом придёт Сущий и создаст кокон.
Кокон с потомком имеет высоту полтора метра, на ощупь мягкий, упругий, тёплый, сотканный из прочной белой паутины. Кокон будет слегка светится и это признак здоровья потомка. Сущий предоставляет его на месяц отцу и в течении этого месяца отец должен разговаривать с ним, рассказывая о мире, учить его, называть своё имя и дать имя потомку внутри. Если кокон начинает мерцать - это признак тревоги. Отец должен успокоить сына, обнять или погладить кокон, ибо тактильное прикосновение к нему создаёт связь с отцом, а потомок в коконе весьма восприимчив как к голосу отца, так и к прикосновениям.
Кокон может шевелится слегка, покачиваться, когда потомок движется в нём. Если же кокон потухнет - это признак того, что потомок мёртв.
Мерцание кокона означает нехватку энергии потомка, отсутствие тактильного контакта. Первый признак того, что начинается угасание.
Кокон может упасть, если его не закрепить, и лопнуть, что приведёт к неминуемой смерти потомка. Коконы можно легко уничтожить оружием.
Ровно через месяц нити паутины истончатся до прозрачности, что займёт примерно час времени, и перед глазами отца предстанет сын.
Сын будет напоминать отца внешне. Он должен знать имя отца, его голос, звук его шагов, мир, в котором он родился, а также легенду о Сущих. Далее ему предстоит год ходить с отцом рядом, чтобы впитать навыки и умения, стать самостоятельным и независимым от слова отца. В этот период у человека нет своего мнения, он впитывает всё, что видит и слышит, задаёт вопросы, слушается, не пытаясь спорить, учится говорить, писать, пользоваться предметами. По сути это ребёнок, ещё не способный к волеизъявлению.
В случае, когда кокон остаётся без пристального присмотра родителя, рождённый гайр или лейр будет дикарём. У него не будет развита речь и его поступки будут примитивны. Такое возможно в случае, если кокон принимают звери или нейры.
Кокон невозможно подменить, отцом лейра не может стать гайр, и отцом гайра не может стать лейр. В случае прикосновения руки чужой расы кокон потухнет, как и без прикосновений вообще.